Сочинение на тему: "Стихотворение «Бесы» А.С. Пушкина Восприятие, толкование, оценка"




Тридцатые годы девятнадцатого века - непростые годы для русского общества, годы, когда, из-за развития прогресса, происходило переосмысление ценностей, и все что казалось вечным и незыблемым стало вдруг уходить на второй план. Именно в это непростое время Пушкиным было стихотворение «Бесы», самое мрачное по сравнению с другими его работами. История написания стихотворения А.С. Пушкина «Бесы» полна тайн. Пушкин не раз менял название, и перед написанием стихотворения он перечитывал первую часть «Божественной комедии» Данте – «Ад». Само по себе стихотворение является сложным, но несущим в себе глубокий философский смысл. Написано оно было в тяжелый для поэта период: он переживал тяжелейший душеный кризис, а его личная жизнь была полна неопределенности, ведь в скором времени ему предстояло жениться. Уехав в Болдино, для решения денежных вопросов, ему пришлось задержаться там надолго. Возможно именно долгое одиночество и вынужденная «ссылка» так отразились на его произведениях того времени. Он был просто одержим поэзией, она захватывала его с головой. Большинство произведений Болдинской осени объединяет тема дороги и конечной цели этой дороги – дома, место где путник находит спасение и приют. Но в данном случае ни дома ни приюта нет. Только длинная, бесконечная дорога, и блуждающие путники. Учитывая тот факт, что в Пушкинской лирики зима и снежные мотивы олицетворяли собой Россию, в стихотворении «Бесы» можно увидеть блуждания Российского народа, который не был готов к стремительным переменам.

Стоит выделить и то, в каком жанре написано произведение, а именно что-то приближенно похоже на романтическую балладу, где главную роль играет диалог героев, который несет в себе как повествование, так и реакцию на происходящее. Но, стоит отметить, что для данного жанра характерна направленность сюжета в прошлое, обращение к легендам, сюжет же Пушкинской баллады ассоциируется с современностью.

Мрачность и тревожность происходящего охватывает читателя с самых первых строчек и погружает в атмосферу неопределенности и ожидании нечто жуткого. Настроение путника полностью совпадает с пейзажем – в его мыслях такая же сумятица, а на душе - тревога и мрак.

Страх усиливается со словами ямщика во второй строфе. Он так же смятен, испуган и полон отчаяние, о чем говорят нам слова «нет мочи». И тут же впервые возникает и вырисовывается образ беса: «колокольчик вдруг умолк», «в поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам», «лишь глаза во мгле горят». С каждой строчкой в стихотворении нарастает образ бесконечного мытарства героя, представленный вьюгой, вихрями, метелью. Пушкин хочет показать нам что дорога – это судьба человека, или даже страны, вьюга являет собой жизненные невзгоды, замкнутый круг повседневных проблем, а бесы являются человеческими страстями и пороками, которые овладевают душой человека, сбивая его с пути истинного. Поэтому герой испытывает чувство безысходности.

Написанное восьмистишьями с перекрестной рифмовкой, стихотворение полно ярких значимых эпитетов («кони чуткие», «в беспредельной вышине», «визгом жалобным и воем»), метафора («Вьюга мне слипает очи»). Неоднократные повторы удерживают читателя в атмосфере, заданную автором изначально, и еще рез подчеркнуть то, что не видно ни конца ни края этому кошмару («еду, еду», «страшно, страшно»). Использование бытовой разговорной лексики говорит нам о том, что и простой народ находится в таком же состоянии неясности и тревожности («нет мочи», «по неволе»). Пушкин использует аллитерацию, чтобы изобразить бушующую стихию, и, возможно, безжалостность и стремительное развитие прогресса, которому никто не в силах противостоять, как и никто не властен над стихией («Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна…»).

Исходя из всего этого, можно смело говорить о том, что стихотворение отразило не только душевные терзание и мир поэта, но и показало читателю настроения в обществе, подчеркнуло состояния общества, близкое к кризисному.
Не нашел, что искал? Поищи в разделах:
Сочинения на тему для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 1

Нашел, что искал? Поделись с друзьями!